Классификация шрифтов гипертекста
Метод классификации шрифтов гипертекста
Существует множество классификаций шрифтов. Каждую из классификаций создавали с точки зрения технологии определённого периода развития книгопечатания. Появление гипертекста — новой технологии отображения текста на новых видах носителей, — требует отдельной классификации.
Прежде всего следует определить назначение классификации шрифтов гипертекста. Она необходима конструкторам гипертекста для поиска группы шрифтов, удовлетворяющих требованиям проекта.
Одноаспектная иерархическая классификация не подходит для всего существующего и стремительно возрастающего многообразия шрифтов. Целесообразно использовать многоаспектную (фасетную) классификацию, которая позволяет разделить всё множество шрифтов на независимые классы по различным признакам: по объектам, по способам, по субъектам. К объектным признакам шрифта следует отнести морфологию шрифтов. К способам — расположение, форматы и назначение шрифтов. К субъектам — сообщества, которые использовали шрифты в разные исторические периоды.
Подобный подход позволяет выделить следующие типы классификаций:
- историческая классификация шрифтов определённой письменности;
- функциональная классификация шрифтов;
- технологическая классификация шрифтов.
Эти классификации помогают конструктору гипертекста ответить на вопросы:
- Для кого предназначен гипертекст?
- Для чего предназначены отдельные компоненты гипертекста?
- Как будут реализованы компоненты гипертекста?
И ещё раз подчеркнём, что один и тот же шрифт может одновременно входить в любое количество введённых классификаторов, даже во все!
Историческая классификация шрифтов
Историческая классификация устанавливает связь шрифта с каким-либо историческим периодом общества. Исторически сложившийся рисунок шрифта несёт на себе стилевые и национальные признаки. В рисунке шрифта отразились техника, инструменты с помощью которых создавали шрифт и материал, на который наносили оттиск.
Историческая классификация предназначена для выбора в типографике ощущения эпохи: эстетики, жанра, тона. Например, гипертекст о событиях ⅩⅨ-го века можно отобразить шрифтом этого периода. С другой стороны, для создания в гипертексте образа современности лучше не использовать шрифты, которые явно ассоциированы с определённым историческим периодом. Например, использование шрифта в стиле ар-нуво в логотипе или оформлении вебсайта компании, выпускающей программное обеспечение, вызывает визуальный диссонанс. Другими словами имеет кустарный вид и интуитивное недоверие к профессионализму компании.
Историческая классификация шрифтов с засечками:
- гуманистический шрифт, гуманистическая антиква (Humanist, Old Style);
- шрифт с прямыми засечками:
- кларендон (Clarendon);
- брусковый шрифт (Slab serif, Egyptian Serif);
- переходная антиква (Transitional, Neoclassical);
- новая антиква (Modern, Didone).
Историческая классификация шрифтов без засечек:
- геометрический шрифт (Geometric);
- гротеск:
- старые гротески (Grotesque);
- новые гротески (Neo-grotesque);
- антиква-гротеск (Antiqua-grotesque);
- гуманистический шрифт (Humanist).
Историческая классификация рукописных шрифтов:
- рукописный шрифт (Freeform).
Краткая характеристика шрифтов
Гуманистический шрифт, гуманистическая антиква. Шрифты, основанные на традиции ⅩⅤ–ⅩⅦ-го веков эпохи Возрождения. Ярко выражен диагональный контраст, плавные переходы от штрихов к засечкам. Воплощают теплоту и гуманизм, словно нарисованы пером. Например, Garamond, Bembo.
Переходная антиква. Шрифты, основанные на традиции ⅩⅦ–ⅩⅨ-го веков эпохи Просвещения. Выраженный вертикальный акцент, контраст между толстыми и тонкими штрихами, плавный переход к засечкам. Например, Baskerville, Times New Roman.
Новая антиква. Шрифты, основанные на традиции начала ⅩⅩ-го века. Сильный контраст, угловые переходы к засечкам. Изящные линии, придающие шрифту утончённость. Например, Bodoni, Didot.
Кларендон (Clarendon). Плакатный шрифт, слабый контраст, гладкий переход к засечкам. Например, Clarendon.
Брусковый шрифт. Шрифт с мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основному штриху. Небольшой контраст между толщиной основных и соединительных линий или полным отсутствием контраста. Придают тексту вес, внушительный вид, обеспечивают выразительность. Например, Rockwell.
Функциональная классификация шрифтов
Функциональная классификация шрифтов отражает назначение шрифта в типографике гипертекста.
Классификация шрифтов по назначению:
- титульный шрифт;
- выделительный шрифт;
- шрифт основного текста;
- математический шрифт;
- акцидентный, декоративный шрифт (декоративное оформление).
В ходе проектирования гипертекста каждому компоненту гипертекста присваивают назначение. Обобщение позволит создать спецификацию выделительных шрифтов и способов выделения гипертекста.
Титульный шрифт
Титульный шрифт — крупный шрифт для выделения титулов и заголовков гипертекста.
В качестве титульного шрифта гипертекста чаще всего используют акцентные или брусковые шрифты. Для создания контраста выбирают либо тонкие (Thin, Light), либо жирные (Bold, Black) начертания. При довольно длинной строке заголовка можно применить сжатый (Condensed) вариант шрифта.
Выделительный шрифт
Выделительный шрифт — специальное начертание, используемое для привлечения внимания к важным фрагментам текста в массиве сплошной публикации.
Выделение позволяет не только отделить разные по значимости фрагменты текста, но и улучшить структуру и читаемость гипертекста.
Выделяют обычно цитаты, термины и определения, выводы.
Способами выделения служат:
- курсив, насыщенность (жирный), разрядка, подчёркивание, зачёркивание, капитель, размер и втяжка, вывертка основного шрифта;
- шрифт с рисунком, противоположным основному (например, засечки против гротеска).
Втяжка — способ выделения строк текста путём уменьшения размера шрифта.
Примеры применения выделительного шрифта:
- Цитата, афоризм, врезка, выноска. Используют: курсив, втяжку, уменьшенный размер)
Математический шрифт
Математический шрифт содержит математические знаки и предназначен для написания математических выражений.
Техническая классификация шрифтов
Техническая классификация шрифтов содержит фасеты (подклассы):
- морфологическая классификация;
- классификация форматов хранения.
Морфологическая классификация шрифтов
Классификация по засечкам глифа:
- шрифт с засечками (Serif), антиква и брусковый шрифт;
- шрифт без засечек (Sans serif), гротеск, рубленный шрифт;
- шрифт с прямыми засечками (Slab serif);
Классификация по ширине глифов:
- пропорциональный шрифт (Proportional);
- моноширинный шрифт (Monospace).
Классификация по наклону глифа:
- прямой шрифт;
- курсив, курсивный шрифт (Cursive, Italic);
- наклонный шрифт.
Классификация по насыщенности глифа:
- тонкий шрифт (Thin);
- очень светлый шрифт (Extra Light, Ultra Light);
- светлый (Light);
- нормальный (Normal, Regular);
- средний (Medium);
- полужирный (Semi Bold, Demi Bold);
- жирный (Bold);
- очень толстый, сверхжирный (Extra Bold, Ultra Bold);
- чёрный (Black, Heavy).
Классификация по каллиграфии:
- печатный шрифт;
- рукописный шрифт (Script, Handwriting, Freeform);
- акцидентный, декоративный шрифт (Display, Fantasy).
Рукописный шрифт отличает свободное, художественное, нерегулярное написание, вдохновлённое рукописным почерком. Используют подобный шрифт для создания непринуждённой атмосферы, декорирования текста. Позволяет пользователям применять уникальные настройки шрифта, цвет и размер.
Классификация форматов хранения
Классификация форматов хранения шрифта:
- TrueType;
- OpenType;
- Web Open Font Format (WOFF).