Классификация гипертекста
Стандартизированной классификации гипертекста не существует. В целях настоящего справочника принята следующая классификация:
- по структуре гипертекста;
- по способу создания гипертекста;
- по назначению гипертекста;
- по типу содержания гипертекста;
- по распределённости гипертекста.
Классификация гипертекста по структуре:
- линейный гипертекст;
- иерархический гипертекст;
- сетевой гипертекст.
Линейный гипертекст — гипертекст, который представляет собой набор страниц. Гиперссылки внутри гипертекста могут вести на другие внутренние или внешние вебстраницы, однако основная траектория движения пользователя заранее предопределена автором.
Примеры линейного гипертекста: рекламный буклет, литературное произведение.
Иерархический гипертекст — гипертекст, который представляет собой иерархию разделов и вебстраниц. Пользователь начинает чтение с главной страницы (корневого узла), на которой изложены самые общие сведения. При необходимости подробностей пользователь открывает разделы и страницы более низкого уровня иерархии.
Примеры иерархического гипертекста: энциклопедия, справочник, проектная документация.
Сетевой гипертекст — гипертекст, в котором отдельные вебстраницы связаны между собой множеством гиперссылок. Пользователь свободен начинать чтение с любой вебстраницы и продолжать чтение, выбирая любую из связанных вебстраниц.
Пример сетевого гипертекста: Всемирная паутина (WWW) в целом.
Классификация гипертекста по способу создания:
- статический гипертекст;
- динамический гипертекст.
Статический гипертекст — гипертекст, в котором содержание вебстраниц и гиперссылки между вебстраницами заданы заранее. Действия пользователя не изменяют ни содержание вебстраниц, ни отношения между вебстраницами.
Пример статического гипертекста: сайт, на котором вы сейчас находитесь.
Динамический гипертекст — гипертекст, в котором содержание вебстраницы сгенерировано в реальном масштабе времени в ответ на запрос пользователя.
Пример, динамического гипертекста: ответ на запрос пользователя в поисковой системе.
Классификация гипертекста по назначению:
- навигационный гипертекст (интерфейс);
- содержательный гипертекст (контент).
Навигационный гипертекст — гипертекст, созданный для ориентации пользователя в пространстве вебсайта.
Примеры навигационного гипертекста: меню, карта сайта, навигационная панель.
Содержательный гипертекст — гипертекст, созданный для осведомления пользователя о чём-либо или для общения.
Примеры содержательного гипертекста: новости, художественная и техническая литература, почта и мессенджеры.
Классификация по типу содержания:
- мономедийный гипертекст;
- мультимедийный гипертекст (гипермедиа).
Мономедийный гипертекст — гипертекст, который содержит лишь текст и гиперссылки на другие тексты.
Мультимедийный гипертекст (гипермедиа). — гипертекст, который содержит не только текст, но и другие типы содержания: изображения, аудио-, видео-, анимацию.
Классификация по распределённости:
- локальный гипертекст;
- глобальный гипертекст.
Локальный гипертекст — гипертекст, который расположен в одном месте.
Пример локального гипертекста: настоящий справочник, все вебстраницы и компоненты вебсайта которого размещены на одном сервере.
Глобальный гипертекст — гипертекст, который расположен во множестве мест в пространстве Всемирной паутины (WWW).
В качестве примера глобального гипертекста можно привести вебсайты:
- интерфейсы которых размещены на одних серверах;
- базы данных размещены на других серверах;
- экземпляры и точки входа расположены на множестве серверов CDN по всему миру.