Гиперпространство киберпространства
Такие привычные нам слова: гиперссылка, гипертекст, гиперпространство… Кто их придумал, как они пришли в нашу повседневность?
Основную содержательную нагрузку в киберпространстве несёт текст. Бумажные книги на определённом этапе развития общества сыграли свою прогрессивную роль. Однако за сотни лет все преимущества книжного печатного текста оказались освоены, а недостатки стали существенно тормозить дальнейшее развитие литературы.
В начале ⅩⅩ-го века появилась идея безбумажных текстов, не просто записанных на других носителях, но и имеющих совершенно иную форму, структуру, принципы создания и использования. За столетие идея выкристаллизовалась в то, что сейчас мы называем гиперпространство, содержащее мультимедийные и гипертексты. Историки несправедливо прослеживают создание гипертекстовой Всемирной паутины только по линии американских изобретателей, а порой приписывают все достижения исключительно Тиму Бернерс-Ли. Давайте вспомним замечательных учёных и инженеров, внёсших значительный вклад в развитие гиперпространства:
- Поля Отле́ — создателя теории информатики и документоведения, конструктора универсального хранилища документов Mundaneum;
- Ванневара Буша — руководителя гипертекстового проекта Memex, создателя теории управления информацией, проектировщика аналоговых компьютеров;
- Джозефа Карла Робнетта Ликлайдера — создателя сети ARPANET, прототипа Интернета;
- Дугласа Карла Энгельбарта — создателя гипертекста, групповой работы в компьютерной сети, человеко-машинного интерфейса, графического интерфейса, текстового редактора;
- Теодора Нельсона — создателя гиперпространства, гиперссылки, мультимедиа, руководителя проекта Xanadu;
- Тима Бернерс-Ли — основателя Всемирной паутины.

Инженеры, внёсшие значительный вклад в развитие гиперпространства (слева-направо): Поль Отле́, Ванневар Буш, Джозеф К. Р. Ликлайдер, Дуглас К. Энгельбарт, Теодор Нельсон, Тим Бернерс-Ли
Провидец киберпространства
История индексирования и классификации всей информации мирового сообщества началась в Брюсселе (Бельгия) в 1895 году. Работы Поля Отле́ и Анри Лафонтена предвосхитили реализацию киберпространства, которая спустя сотню лет предстала в виде Всемирной паутины с её поисковыми системами по огромному распределённому хранилищу данных.
Майкл Бакленд, профессор Школы информации Калифорнийского университета в Беркли, писал:
Следует отметить, что многие идеи Семантической Паутины (Semantic Web) взяты непосредственно из методологии классификации знаний, созданной Полем Отле́.

Поль Отле́ за рабочим столом. 1934 год
Поль Отле́ (Paul Marie Ghislain Otlet) — бельгийский писатель, мыслитель, документалист, — в публикации «Кое-что о библиографии» 1892-го года выразил убеждение, что книги устарели и стали неудобным способом хранения и использования сведений. Автор располагает факты в тексте произвольно, по своему усмотрению, что затрудняет читателю нахождение определённых фактов при повторном избирательном чтении. Отле́ предложил для хранения использовать карточки, содержащие отдельные фрагменты текстов. Картотека позволяла бы осуществлять «все действия с классификацией в непрерывной взаимосвязи». Дополняла картотеку классификация всех хранимых данных.

Схема этапов организации документов
В 1895-м году Поль Отле́ совместно с юристом Анри Лафонтеном обратили внимание на десятичную классификацию Дьюи, изобретённую в 1876 году. Они решили взять эту работу за основу своей классификации данных для картотеки. Отле́ и Лафонтен переработали классификацию Дьюи и спроектировали универсальную десятичную классификацию (УДК), которую библиотекари всего мира используют и по сей день. Наличие классификатора позволило Отле́ приступить к созданию крупнейшей базы печатных материалов.

Схема универсальной десятичной классификации (УДК)
В 1895-м году Поль Отле́ основал Международный институт библиографии, впоследствии переименованный в Международную федерацию информации и документации. Международный институт библиографии представил проект создания «города знаний» (Mundaneum). Проект поддержало бельгийское правительство, которое рассчитывало на то, что этот международный проект укрепит претензии Бельгии на перенос Лиги Наций в Брюссель.
Проект Mundaneum предполагал объединить в одном месте все знания мира во всех форматах (книги, плакаты, газеты) и составить гигантскую инновационную библиографию. Но, учитывая огромный объём работ, руководители проекта для начала сосредоточились на сборе международной документации.

Схема организации документации
Для размещения информационного хранилища правительство Бельгии выделило отдельное здание, которое получило название «Всемирный дворец» (Palais Mondial). В шестнадцати залах здания расположили:
- библиографическую картотеку, содержавшую двенадцать миллионов карточек;
- двести тысяч экземпляров газет со всего мира, выпущенных в период между 1895 и 1914 годами;
- фонды и обширные коллекции архивов;
- плакаты, открытки, фотографии;
- универсальный справочник документации;
- энциклопедию Universalis Mundaneum;
- тематические подборки по феминизму, пацифизму и анархизму.
Созданное хранилище публикаций Mundaneum позволило запустить поисковый сервис, которым мог воспользоваться любой человек в мире. Для этого следовало отправить запрос в адрес Mundaneum почтой или телеграфом. В год Mundaneum отвечал на полторы тысячи запросов пользователей разных стран мира.

Зал приёма запросов по телеграфу и телефону. 1920 год
В 1920-м году Поль Отле́ спроектировал мондотеку (Mondothèque) — домашнее рабочее место, вовлечённое в распространение знаний. Мондотека содержала справочники, каталоги, мультимедийные заменители традиционных книг (микрофильмы, телевидение, радио) и энциклопедию (Encyclepedia Universalis Mundaneum).

Чертежи мондотеки. 1920 год
Вот как выглядел «домашний компьютер» образца 1920 года.

Домашнее рабочее место. 1920 год
В своих работах Поль Отле́ особое внимание уделял энциклопедии Universalis Mundaneum. По его мнению одной из важнейших обязанностей интеллектуальных работников будущего станет создание «универсальной и вечной энциклопедии» в соавторстве «всех учёных всех времён и всех стран». До создания Википедии оставалось всего шестьдесят семь лет…
Вот как Поль Отле́ описывал доступ к документам:
Все, что происходит во Вселенной, все, что связано с человечеством, будет зарегистрировано на расстоянии в том виде, в каком оно происходит. Будет создано движущееся изображение среды, истинное зеркало памяти. На расстоянии каждый желающий сможет прочитать текст, выделить желаемый фрагмент, проецируемый на отдельный экран. Каждый, сидя в кресле, сможет созерцать произведение целиком или отдельные его части.

(фото слева) Универсальный библиографический справочник. 1920 год.
(фото справа) Универсальный иконографический каталог. 1906 год
Вот как Поль Отле́ писал о гиперпространстве1:
Можно представить себе электрический телескоп, позволяющий читать тексты заранее запрошенных страниц из книг, хранящихся в больших библиотеках. Это будет теле-фото-книга.
Здесь рабочий стол больше не загружен ни одной книгой. На их месте стоит экран и рядом телефон. Там, на расстоянии, в огромном здании, есть все книги и все данные, со всем пространством, которое необходимо для их записи и обработки… С рабочего места мы увидим на экране ответ на вопрос, заданный по телефону, использующему провод или без него. Можно использовать два, четыре или десять экранов для того, чтобы тиражировать тексты и документы, которые нужно сравнивать видя одновременно. На месте имелся бы динамик для случаев, когда восприятию изображения помогает прослушивание текста. Такое предположение, безусловно, понравилось бы Уэллсу. Сегодня это утопия, потому что она ещё нигде не существует, но она может стать реальностью завтра, при условии, что наши методы и инструменты будут усовершенствованы.
К 1934 году хранилище Mundaneum выросло до ошеломляющих размеров — шестнадцати миллионов карточек, охватывающих самые разные темы. Возникли трудности обработки огромного объёма бумаг. Понадобились новые технологии обработки больших данных для того, чтобы преодолеть информационную перегрузку обслуживающего персонала. После ряда экспериментов Поль Отле́ понял, что возникла необходимость отказа от бумажного носителя, и приступил к поиску новых носителей информации.
В 1934 году в книге «Monde» он изложил своё видение «технического коллективного разума», способного хранить и обрабатывать информацию в электронном виде. Доступ к хранилищу обеспечивала бы глобальная телекоммуникационная сеть. В книге он описал сеть объединённых «электрических телескопов», которые позволят пользователям просматривать миллионы взаимосвязанных документов, изображений, аудио и видеозаписей. По мере распространения сети она объединит отдельных лиц и различные учреждения: книжные магазины, учебные аудитории, университеты, государственные органы. Он назвал все это réseau mondial — «всемирная сеть».
На схеме всемирной сети можно увидеть (сверху-вниз, слева-направо):
- групповое обсуждение по конференц-связи;
- проведение видеоконференции;
- электронная энциклопедия, транстелевизионные документы;
- трансмедийный подход, передача контента по разным каналам; видеоконференция.

Всемирная сеть. 1934 год
Поль Отле́ глубоко прорабатывал тему взаимосвязи общества и техники. Определял прагматизм и рациональность использования техники. Предупреждал о необходимости управляемости развития техники. Пришёл к выводу о том, что совершенствование научных знаний, совершенствует общество.
Мысли Поля Отле́ о киберпространстве2:
Это издание, Библион, источник, постоянная энциклопедия, Сумма… будет представлять собой систематическую, полную и актуальную регистрацию всех фактов, которые относят к определённой области знания. Её сформируют путём объединения материалов и элементов, разбросанных по всем соответствующим публикациям. В издании будут представлены списки фактов, каталоги идей и номенклатура систем и теорий. Различные научные данные будут сведены в таблицы, графики, карты, схемы. Тексты будут проиллюстрированы рисунками, гравюрами, факсимильными изображениями и документальными фотографиями.
В 1934 году бельгийское правительство потеряло интерес к проекту. Mundaneum пришлось перевести в меньшее помещение, а через некоторое время прекратить приём запросов на предоставление информации. Немецкая оккупация Бельгии окончательно разрушила проект. Немцы расчистили участок, на котором располагался Mundaneum, уничтожили тысячи ящиков с индексными карточками, чтобы освободить место для выставки искусства Третьего рейха.

Картотека
В настоящее время, спустя сто лет, имея Интернет и Всемирную паутину, нас продолжают впечатлять идеи Поль Отле́, который предвидел развитие киберпространства. Фактически он создал действующую аналоговую модель гипертекстового пространства. Его идеи всеобщего доступа к знаниям посредством обмена данными:
- более чем на десять лет опередила работы над гипертекстом Ванневара Буша;
- на тридцать лет — работы Винтона Серфа по маршрутизации данных;
- на тридцать лет — изобретение мультимедийных текстов и гиперпространства Тедом Нельсоном;
- на пятьдесят четыре года создание Всемирной паутины (WWW);
- на шестьдесят семь лет создание Википедии (wikipedia);
- на девяносто лет создание Веба предметов (WoT).
Чтение — активный процесс письма
Масштабные государственные и корпоративные проекты, реализуемые после Второй Мировой войны, потребовали обработки огромного объёма данных — литературы, исследований, публикаций, проектной документации. Возник эффект, который немного позже учёные назовут «информационным взрывом».
Ванневар Буш (Vannevar Bush) — американский ученый, инженер, создатель аналоговых компьютеров, методолог и организатор научных исследований, — поражённый растущим объёмом документов, понял, что количество публикаций превысило реальные возможности использования результатов этих публикаций. Расширение объёма записей человеческого опыта происходит с невероятной скоростью. А средства, используемые для преодоления этого океана данных, такие же как во времена кораблей с квадратной оснасткой.

Ванневар Буш в 1927-м году.
В середине 1930-х годов Буш писал:
Могут существовать миллионы прекрасных мыслей и описаний опыта, на которых они основаны. И всё это заключено в каменные стены традиционной архитектурной формы. Но если учёному путём усердных поисков удаётся получить только одну мысль в неделю, его обобщения вряд ли будут соответствовать текущим требованиям.
Главная проблема — вопрос отбора, поиска данных. А основная причина, по которой те, кому нужны сведения, не могут их найти заключена в неадекватных средствах хранения, систематизации, индексации публикаций.
Наша неумелость в получении данных во многом вызвана искусственностью правил индексации. Когда публикации любого типа мы помещаем в хранилище, то размещаем в алфавитном или цифровом порядке. А поиск отслеживаем от класса к подклассу. Если не использовать дубликаты, то текст расположен в одном месте и его трудно найти. А если использовать дубликаты, то объём растёт ещё стремительнее. Существующие правила по которым можно найти данные — громоздкие. Хуже другое. Найдя один комплект данных, необходимо выйти из устройства и повторно войти в него для поиска следующего комплекта данных.
В категоризации нет ничего плохого. Однако это преходящее: правила категорий устаревают и всего через несколько лет любая классификация начинает выглядеть довольно глупо.

Ванневар Буш в 1935-м году.
В 1945-м году Ванневар Буш опубликовал статью «Как мы можем думать», в которой размышлял об альтернативной навигации в океане знаний:
В отличие от жёсткости и трудности доступа, создаваемых современными средствами управления документами, основанными на печатных записях, людям необходимо информационное устройство, которое лучше соответствует деятельности разума.
Человеческий разум работает посредством ассоциаций. Ухватив один факт или идею, разум мгновенно переключается на следующий, который подсказывает ассоциация мыслей в соответствии со сложной сетью следов.
Для того чтобы освободить нас от ограничений неадекватных классификаций и позволить следовать естественной склонности к отбору по ассоциации, а не с помощью индексации, предлагаю устройство Memex.
Наименование устройства Memex представляет собой сокращение словосочетания MEMemory EXpansion — расширитель памяти.
Буш в статье описал устройство оперирования документами в формате микрофильма:
Memex — устройство для сжатого хранения книг, записей и сообщений. Механизированное таким образом, чтобы использовать его с максимальной скоростью и гибкостью. Предполагаю, что пользователь будет использовать Memex в качестве автоматизированной системы хранения личных данных, что сделает Memex персональным расширением и дополнением человеческой памяти.
В версии 1945-го года Memex представлял собой персональную базу знаний. Страницы документа записывали в виде кадров микрофильма. На ключевые кадры (главы, разделы, подразделы) ставили закладки в виде меток. Оглавление документа представляло собой список ключевых кадров, имеющих метки. По команде пользователя устройство Memex быстро переходило к указанной метке и отображало на экране указанную страницу (кадр). Катушка микрофильма представляла собой запись. Множество записей (катушек) образовывали библиотеку.
По сравнению с бумажной документацией Memex позволял:
- Сжать, резко уменьшить объём хранимых данных.
- В автоматизированном режиме быстро найти нужную страницу. Пользователь получал большое индексированное хранилище данных.
- Выстраивать ассоциативные траектории чтения документации. Перемещать закладки в любой произвольной последовательности кадров микрофильма.
- Создать комментарии и дополнительные метки, чтобы сохранить собственную линию чтения, отличную от линейной последовательности страниц книги.
- Создать копию маршрута чтения, содержащего комментарии, и передать его другому человеку для вставки в собственный Memex.
- Создать комментарии любого размера, в отличие от меток на полях бумажного носителя. Отметки на бумаге сложно изменить или удалить, а комментарии Memex не представляло трудности изменить или удалить. Memex давал возможность подчёркивать, обводить и писать с помощью стилуса.
В концепции Memex Буш обращал внимание на изменение понимания процесса чтения:
- Чтение — это активный процесс письма. Во время чтения читатель должен иметь возможность добавлять к тексту свои заметки и мысли. Записывание мыслей читателя сопровождает чтение.
- Чтение индивидуально. Каждый читатель в одном и том же тексте выстраивает свою ассоциативную цепочку мысли.
- Поскольку текст один, а читателей много, то необходимо разделить неизменяемый оригинал текста и виртуальную копию с комментариями читателя.
В сентябре 1945 года журнал Life опубликовал иллюстрацию Альфреда Д. Крими, на которой изображен стол Memex. Согласно журналу Life, стол Memex «мгновенно доставлял файлы и материалы по интересующей теме под руку оператору». Вот как выглядел «домашний компьютер» образца 1945 года.

Стол Memex. 1945.
Самая важная часть рассуждений Буша заключена не столько в возможности поиска и аннотирования текста, сколько в ассоциативной индексации. Именно эта идея привела к концепциям гиперссылки, гипертекста, гиперпространства (гипертекстов с гиперссылками), и в конечном счёте к созданию Всемирной паутины.
Однако ассоциативная трассировка Буша коренным образом отлична от существующих в настоящее время гиперссылок во Всемирной паутине. Тим Бернерс-Ли — основатель Всемирной паутины, — ввёл стандарты по которым автор текста устанавливает гиперссылки на другие тексты. Читатель (пользователь) Всемирной паутины не может ни изменить существующие гиперссылки, ни вставить собственные ссылки. У Ванневара Буша всё ровно наоборот — читатель создаёт собственные метки поверх авторского текста, не изменяя его. Метки определяют индивидуальную траекторию чтения каждого из читателей. Вот как об этом пишет Буш:
Когда пользователь создаёт трассу чтения, он присваивает ей название и записывает в кодовую книгу. Перед ним расположены два элемента, которые необходимо соединить, и они проецируются на соседние экраны просмотра. В нижней части каждого экрана есть несколько пустых кодовых полей для указания указателя. После нажатия клавиши, устройство соединяет элементы. В каждом кодовом поле отображено кодовое слово. После этого, в любое время если один из элементов попадает в поле зрения, другой можно мгновенно вызвать, нажав на кнопку под соответствующим кодовым полем.
Буш идёт дальше и прозорливо отмечает, что таким образом возникла новая форма текстуальности и новая форма письма:
Когда многочисленные элементы объединены в цепочку, это в точности похоже на сборку страниц из разных источников в новую книгу. Это нечто большее, поскольку любой фрагмент можно объединить во множество сложных текстов. Таким образом, любой блок данных можно объединить в единую книгу: текст, изображение или другую информацию.
Появилась новая профессия, связанная с прокладыванием маршрутов в огромном массиве данных.
Через пятьдесят лет эти идеи назовут «интертекстуальностью» и «мультимедийным текстом». А метафора «прокладывания маршрута в огромном массиве данных» напоминает метафору «кибернетики», которая изначально обозначала искусство мореплавания. Искусство штурмана — прокладывающего по карте путь корабля в море. И искусство кормчего, навигатора — который способен провести корабль по заданному маршруту.
В 1959-м году Ванневар Буш создал усовершенствованную модель. В статье «Memex II» он писал3:
В будущем профессиональные сообщества больше не будут печатать документы на бумаге. Даже частные лица будут заказывать документы на магнитных носителях в комплекте с фотографиями и схемами, либо загружать «факсимильные копии» по каналам связи. Каждое общество будет вести основную базу данных (master memex), содержащую документы, ссылки, таблицы, тесно связанные между собой отношениями. Это позволит подробно изучать материал от статьи к статье, возвращаясь к классике и делая критические замечания к ней.

Ванневар Буш.
В 1967-м году Ванневар Буш опубликовал ретроспективную статью под названием «Пересмотр Memex» (Memex Revisited) в своей книге «Науки недостаточно» (Science Is Not Enough). В статье он утверждал4:
Магнитные носители будут играть центральную роль в создании современных устройств Memex. Возможность перезаписывания имеет особое значение, поскольку позволяет модифицировать сохранённую информацию.
Остаётся нерешённой проблема изучения того, как мыслят творческие люди. Подходы к индексации данных по-прежнему несовершенные и линейные, а не ассоциативные как при абстрактном мышлении человека. В ближайшем будущем невозможно создать машину, обладающую скоростью и гибкостью человеческого разума. Но возможно достичь улучшения в отношении способности получать постоянные и ясные сведения.
Аналоговый Memex не окажет существенной помощи бизнесу и предприятиям. Но цифровые технологии позволят внедрить специализированные групповые приложения, которые позволят обмениваться информацией и идеями в таких областях как медицина.
Способность к сжатию записей и быстродействию компьютеров не так важны. Проблема заключена не в быстром доступе, а выборки из большого объёма записей. Выбор в широком смысле, как обеспечение принятия решения, по-прежнему остаётся камнем преткновения.
Процесс создания записей Memex позволит интегрировать системы голосового управления и обучения, распространяемого пользователями. Предлагаю создать технику, которая могла бы реагировать на простые замечания, а также строить маршруты на основе ассоциативных привычек пользователя.
Таким образом уже в конце 1960-х годов Ванневар Буш описал проблемы ассоциативного нелинейного чтения, полилинейного (многопоследовательного) письма, гиперпространства, мультимедийного текста, интертекстуальности, больших данных, подготовки сведений для принятия решений, коллективной обработки документов, конференций коллективного принятия решений, голосового управления простыми командами, машинного обучения.
Компьютеры — средство общения
Американского специалиста в области информатики Джозефа Карла Робнетта Ликлайдера ( Joseph Carl Robnett Licklider) с благодарностью вспоминают за то, что он предвидел интерактивное взаимодействие посредством компьютерной техники. Его представления легли в основу:
- всемирной компьютерной сети ARPANET, ставшей прототипом Интернета;
- графических интерфейсов приложений;
- компьютерных библиотек;
- предпринимательства (торговля и услуги) посредством Всемирной паутины;
- банковских операций посредством Всемирной паутины;
- переносимости программного обеспечения между платформами.

Джозеф К. Р. Ликлайдер (крайний справа). Массачусетский технологический институт. 1953-й год.
В своё время Роберт Тейлор — основатель лаборатории Xerox PARC и Центра системных исследований корпорации DEC (Digital Equipment Corporation), — отметил:
Большинство значительных достижений в области компьютерных технологий, включая работу лаборатории Xerox PARC, это просто экстраполяция видения Лика. Его следует признать действительным отцом всего этого.
В 1960-м году Дж. К. Р. Ликлайдер опубликовал статью «Симбиоз человека и компьютера» (Man-Computer Symbiosis) в которой следующим образом описал киберпространство5:
Разумно представить, что через 10-15 лет будет создан «интеллектуальный центр», который объединит современные библиотеки с ожидаемыми достижениями в области хранения и поиска информации. Картину легко расширить до сети таких центров, соединённых друг с другом широкополосными линиями связи, а с отдельными пользователями арендованными проводными услугами.
Дж. К. Р. Ликлайдера относят к пионерам кибернетики. Однако он в отличие от современных практиков искусственного интеллекта никогда не высказывался о том, что людей заменят компьютерные существа. Он видел симбиоз человека и компьютера в том, что:
Люди будут ставить цели, формулировать гипотезы, определять критерии и проводить оценки. Компьютеры будут выполнять рутинную работу, которую необходимо завершить, чтобы подготовить основу для озарений и решений в области технического и научного мышления. Короче говоря, нецелесообразно спорить с энтузиастами искусственного интеллекта о доминировании в далёком будущем машин в области разумной деятельности общества.
В 1962-м году Ликлайдера назначили руководителем отдела технологий обработки информации в Агентстве перспективных исследовательский проектов Министерства обороны США (ARPA). Где под его руководством создали компьютерную сеть ARPANet. В своих записках 1962-го года Ликлайдер излагает свои идеи о глобальной сети:
Глобальная сеть — основное незаменимое средство информационного взаимодействия государства, учреждений, корпораций и частных лиц.
В 1965-м году Дж. К. Р. Ликлайдер посвятил Ванневару Бушу свою книгу «Библиотеки будущего». Ликлайдер писал, что он часто слышал о Memex и «цепочках ссылок» ещё до того, как прочитал «Как мы можем думать?». В этой книге он так рассуждал о гипертексте 6:
Существует потребность в практичной, формальной, аналитической семантике. С помощью такого инструмента можно построить семантическую сеть, в которой каждый элемент фонда знаний связан с другим элементом, имеющим существенное отношение. Можно представить, что каждая ссылка содержит код, определяющий сущность связи. Сущности связи можно проанализировать по типу и степени.

Джозеф Карл Робнетт Ликлайдер в 1968-м году.
В 1968-м году Дж. К. Р. Ликлайдер в статье «Компьютер как устройство общения» (The Computer as a Communication Device) пояснял, что в киберпространстве необходим другой навык чтения, отличный от пассивного чтения книг7:
Мы верим, что коммуникаторы будут делать нечто нетривиальное с информацией, которую они получают и отправляют. Мы верим, что вступаем в век технологий, в котором сможем взаимодействовать с богатством живой информации. Не просто пассивно читать книги и пользоваться библиотеками, как мы привыкли, а стать активными участниками непрерывного процесса. Привносить нечто туда при взаимодействии, а не просто получать нечто оттуда.
В статье звучит совершенно новаторская идея Ликлайдера в том, что компьютер — это средство общения, а не устройство для ускорения вычислений, как привыкли думать о нём окружающие.
В той же статье «Компьютер как устройство общения» Дж. К. Р. Ликлайдер обосновывает использование сетей для совместной работы специалистов независимо от местоположения:
Возьмите любую достойную проблему, и вы найдете всего несколько человек, которые могут внести действенный вклад в ее решение. Этих людей необходимо вовлечь в тесное интеллектуальное партнерство, чтобы их идеи соприкасались друг с другом. Но соберите этих людей реально в одном месте, попытайтесь сформировать команду, и у вас возникнут сложности. Потому что самые креативные люди часто не являются лучшими командными игроками, а в одной организации недостаточно руководящих должностей, чтобы удовлетворить всех. Пусть они идут своими путями, и каждый создаёт свою собственную империю, большую или маленькую, и уделяет больше времени роли императора, а не решателя чужих проблем. Руководители по-прежнему проводят совещания. Они по-прежнему навещают друг друга. Но временная шкала их общения всё шире, и корреляции ментальных моделей всё хуже между встречами, так что на недельное общение может уйти год. Должен существовать какой-то способ облегчить общение между людьми, не собирая их в одном месте!
В конце концов Интернет вытеснил ARPAnet в 1990 году. Закрытие сети ARPAnet трагически совпало с кончиной доктора Дж. К. Р. Ликлайдера.
Гипертексты с гиперссылками
Знакомство Дугласа Энгельбарта (Douglas Carl Engelbart) — американского учёного и изобретателя, — с доктором Дж. К. Р. Ликлайдером помогло Дугласу Энгельбарту в создании и становлении Стэнфордского исследовательского института. Первые годы именно Дж. К. Р. Ликлайдер обеспечивал финансирование проектов этого института.

Дуглас Энгельбарт в 1967-м году.
Гипертекст определили как одно из основных направлений исследований. Позже Дуглас Энгельбарт вспоминал:
В 1961-м году я перечитал статью Ванневара Буша «Как мы можем думать?» и она заразила меня идеей развития и создания средства навигации по огромному запасу человеческого знания. Статья вдохновила меня начать исследования взаимодействие человека и компьютера.
Энгельбарт реализовал ряд технических решений, улучшающих устройство Memex, созданное Ванневаром Бушем. Он обновил способ хранения микрофильмов и пришёл к новаторскому решению персонального компьютера, подключённого к электронному дисплею и устройству наведения курсора, названному им «мышью».
В статье «Особое внимание к личности как к пользователю, генерирующему и извлекающему информацию» 1961-го года Дуглас Энгельбарт так рассуждает о гиперпространстве8:
Ни один человек не может удержать в голове сразу очень много концепций… Помимо определенного количества и сложности взаимосвязей, он не может использовать только пространственные модели и ищет другие, более абстрактные ассоциации и взаимосвязи. Способ хранения, извлечения и манипулирования информацией в пределах личной сферы индивида с использованием информационных пакетов такого размера, которые соответствует его реальным потребностям (отдельным концепциям, фактам, соображениям), мог бы значительно повысить действенность умственных способностей до уровня, необходимого для расширенного использования. Вот сложная и насущная проблема наших дней.

Дуглас Энгельбарт в 1968-м году.
В статье «Усиление интеллекта человека: Концепция» 1962-го года Дуглас Энгельбарт призывает развивать интеллектуальный потенциал киберпространства9:
Значительное улучшение манипулирования символической структурой за счёт улучшения структурирования процессов должно позволить усовершенствовать концепцию манипулирования ментальной структурой. Это позволит организовывать и выполнять процессы оперирования символами с большим качеством. Большинству людей, которые размышляют о возможностях компьютерных устройств, расширяющих человеческий интеллект, на ум приходит только одноразовое усовершенствование, которое представляет собой относительно бесплодную картину по сравнению с тем, что возникает при рассмотрении этого регенеративного взаимодействия.
Можно сделать три основных вывода:
Во-первых, любая возможность повышения качества использования интеллектуального потенциала тех, кто решает проблемы общества, заслуживает самого серьёзного рассмотрения. Способность человека решать проблемы представляет собой самый важный ресурс, которым обладает общество. Все остальные претенденты на первостепенное значение применения в значительной степени зависят от этого ресурса. Любая возможность развития искусства или науки, которая может напрямую и существенно повлиять на дальнейшее развитие этого ресурса, должна заслуживать вдвойне серьезного рассмотрения.
Во-вторых, идеи усиления интеллекта следует рассматривать в обоих смыслах: в смысле непосредственного развития и в смысле «искусства развития». Безусловно, возможности имеют долгосрочные последствия, но их реализация и первоначальные выгоды ждут нас уже сейчас. Не нужно ждать, пока мы узнаем, как работают мыслительные процессы человека. Не нужно ждать, пока мы узнаем, как сделать компьютеры более интеллектуальными, большими или быстродействующими. Мы можем начать проектирование мощных и целесообразных систем дополнения на основе того, что мы сейчас знаем и имеем.
В—третьих, следует приложить серьёзные и постоянные усилия для создания более приемлемой концептуальной методологи.
Первый вариант гиперссылок команда под руководством Дугласа Энгельбарта реализовала в 1966-м году. В первой версии ссылки существовали лишь в пределах одной страницы. Затем в 1968-м году появилась возможность устанавливать связи между абзацами разных страниц. Гиперпространство расширялось.

Команда Дугласа Энгельбарта в исследовательском институте Стендфорда (SRI). 1969 год
В статье «Интеллектуальное значение компьютерных сетей с множественным доступом» 1970-го года Дуглас Энгельбарт перечисляет преимущества компьютерного общения9:
Автоматизированный диалог обладает определёнными преимуществами:
- обмен сообщениями в течение нескольких минут или секунд, а не лет или месяцев;
- позволяет разместить больше данных;
- занимает гораздо меньший объём, не перегружая «канцелярскую систему»;
- позволяет большему числу людей одновременно получать доступ и вносить свой вклад;
- обеспечивает отслеживание цитирования конкретных статей.
В 1983-м году команда Дугласа Энгельбарта создала и внедрила первый в мире электронный журнал Communications of the ACM для компании HyperTIES. Ирония судьбы в том, что именно в этом журнале в 1989 году будет напечатан манифест о Всемирной паутине Тима Бернерса-Ли. Действующее гиперпространство объявит о будущем гиперпространстве, которое его и уничтожит.
Гиперпространство гипертекстов с гиперссылками
Первое действующее, а не теоретическое гиперпространство создал программист Тед Нельсон (Theodor Holm Nelson) в 1960-м году. Нельсон мечтал о создании хранилища для публикации документов, доступных из любой точки мира. В 1960-м году он написал программу, которая позволяла не только хранить и отображать документы, но и вносить в них изменения. Это резко отличалось от текстовых редакторов — которые, впрочем, в то время ещё не изобрели, — тем, что позволяло осуществить визуальное сравнение различных версий одного и того же документа. Нельсон назвал эту концепцию «взаимным сравнением»10.

Тед Нельсон в 1969-м году.
В дополнение к этому Нельсон упростил непоследовательное создание текста, при котором пользователь самостоятельно выбирал способ работы с документом. В своей статье 1965-го года для издания Ассоциации компьютерной техники (Association for Computing Machinery) он назвал этот способ «застёгивающимися списками» (zippered lists). Подобные списки позволяли бы создавать составные документы из фрагментов других документов. Позже эта концепция получила название «перекрытие» (transclusion)10. Тед Нельсон неоднократно выступал перед представителями Ассоциации компьютерной техники с докладами, в которых предсказал многие особенности современных гиперпространств. Но в конце 1960-х его идеи не оказали на слушателей никакого влияния. Им просто не хватало воображения и технических знаний, чтобы понять как реализовать идеи Нельсона.
В 1964-м году Тед Нельсон в рамках своего проекта придумал и ввёл в киберпространственный лексикон понятие «ссылка» (link). Нельсона вдохновило популярное в то время эссе Ванневара Буша «Как мы можем думать» (As We May Think), опубликованное в 1945-м году. В своём эссе Буш описал технику микрофильмирования (Memex), которая позволяла связать любые две страницы микрофильма в связанную цепочку, а затем прокручивать страницы назад и вперёд так, как будто это кадры на одной катушке диафильма. Тед Нельсон перенёс концепцию автоматического перекрёстного поиска Буша в компьютерный контекст и применил к текстовым строкам, а не к страницам в идее Буша. Представляя публике изобретение ссылки Тед Нельсон писал в 1965 году:
Позвольте представить слово гипертекст (hypertext) как совокупность письменных и графических материалов, взаимосвязанных таким сложным образом, что их невозможно представить на бумаге. Гипертекст одновременно содержит аннотацию, краткое изложение, оглавление и взаимосвязи между главами, аннотации, сноски, комментарии. Пространство гипертекстов может развиваться бесконечно, постепенно включая в себя всё больше и больше мировых письменных знаний.
В том же 1965 году в статье «Обработка сложной информации»11 Тед Нельсон ввёл понятие «гипермедиа»:
Гипермедиа представляет собой нелинейный носитель информации, тип мультимедиа, который содержит текст, гиперссылки, изображения, аудио, видео. При этом в содержании присутствует множество интерактивных элементов: гиперссылки, кнопки, изображения, видео. Интерактивные элементы позволяют пользователю перемещаться по контенту и взаимодействовать с ним нелинейным образом.

Приложение редактирования гипертекста (Hypertext Editing System, HES) на интерактивном дисплее IBM 2250. Brown University. 1969 год.
Ранее безымянное исследование Нельсона получило название проект Xanadu только в 1967-м году. Тед Нельсон так назвал его по поэме Сэмуэля Тейлора Кольриджа «Кубла хан» (Samuel Taylor Coleridge, Kubla Khan).
В 1974-м году Тед Нельсон опубликовал книгу «Компьютерная библиотека / Машины мечты» (Computer Lib/Dream Machines), а в 1981-м году — книгу «Литературные машины» (Literary Machines), которая стала продолжением первой книги. Содержание обеих книг представляет нелинейное изложение. Читать можно в любом порядке, перескакивая с одной книги на другую. В книгах Нельсон рассказывает не только о некоторых моментах реализации гиперпространства, но и о взаимосвязи гиперпространства с искусством.
В 1974-м году в США получили развитие компьютерные сети. И Тед Нельсон совместно с программистом Кэлом Дэниелсом (Cal Daniels) создали первую демонстрационную версию гиперпространства Xanadu. В сетевой версии они опубликовали документацию проекта, назвав это «докленная» (docuverse), что означало «документальная вселенная».

Презентация проекта Xanadu в 1972-м году.
Тед Нельсон следующим образом писал о гиперпространстве (docuverse) в своей публикации Selected Papers в 1977 году:
Во многих областях деятельности нам необходим полнотекстовый доступ в огромных количествах… Предлагаемая гиперсеть будет содержать чрезвычайно большой массив документов для быстрого просмотра и чрезвычайно быстрого поиска ссылок между ними. Ссылки, свободно размещаемыя авторами, могут свободно использовать читатели в качестве путей, ведущих к другим документам… Поскольку гиперпространство значительно расширяет понятие литературы, мы используем понятие «трансцендентальная литература» для обозначения корпуса знаний подобного типа.
В версиях проекта Xanadu в период 1970-1980 годов Тед Нельсон использовал изобретённую им иерархическую структуру данных под названием «Анфилады» (Enfilades). Анфилады позволяли быстро выполнять операции редактирования, управления версиями, поиска, взаимного сравнения документов в гипертекстовом пространстве (большой базе данных). Структура данных базы Enfilades напоминает структуру B-Tree. Анфилада Model T Enfilade от 1972-го года оперировала лишь текстами и имела текстовый интерфейс. Версия xu76 от 1972-го года оперировала множеством тесно связанных анфилад. Концептуально переход к анфиладам означал разделение гиперсреды на гиперпространства. Взаимосвязь гиперпространств напоминала помещения, расположенные на одной линии (архитектурные анфилады). В 1980-м году представлена анфилада управления версиями под названием Ent.
Последний раз проектная команда Теда Нельсона собралась в 1979-м году. Они обсудили множество идей реализации гиперпространства. Однако у проекта отсутствовало финансирование. К концу лета 1979-го года команда распалась. Участники команды принялись реализовывать свои решения по одиночке. Например, в том же 1979-м году Марк Миллер (Mark S. Miller) и Роджер Грегори (Roger Gregory) создали систему адресации, основанную на порядковых числах. Этот способ позволял ссылаться на любую часть файла.
В 1983-м году на конференции Hackers Conference Тед Нельсон познакомился с основателем компании Autodesk Джоном Уокером (John Walker). Уокеру понравился энтузиазм и настойчивость Теда и команда проекта Xanadu продолжила работу при финансовой поддержке компании Autodesk. Развитие проекта Xanadu под финансовым зонтиком компании Autodesk позволило переписать программное обеспечение на языке C. И новую версию Xanadu представили на следующей конференции Hackers Conference.
Первое крупное корпоративное применение гиперпространство Xanadu получило в 1990-м году. Экономические консультанты использовали его для построения корпоративных биржевых прогнозов относительно ставок на развитие холодного термоядерного синтеза.
В 1992-м компания Autodesk прекратила финансирование проекта Xanadu. Из-за отсутствия инвестиций работа застопорилась. Команда развалилась. Часть программистов из Nelson Xanadu Corporation перешла работать в Autodesk. Ведущих программистов переманила к себе компания Memex, которая создавала конкурирующую гипертекстовую систему.
В это же время Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) представил свой подход к созданию гипертекста. Его концепция стала широко известна под названием «Всемирная паутина» (World Wide Web). В своём предложении по организации Всемирной паутины (Information Management: A Proposal) от 1989 года Тим Бернерс-Ли писал:
Существует несколько продуктов, которые буквально воплощают идею Теда Нельсона о пространстве документов (docuverse), позволяя устанавливать связи между узлами в разных базах данных. Для того, чтобы сделать это, нам необходима стандартизация.

Тед Нельсон в 2010-м году.
Тед Нельсона занял глухую оборону и в публикациях противостоял конкуренту. В конце концов победил Тим Бернерс-Ли. И хотя по сравнению с Тедом Нельсоном он не имел ни двадцатилетнего опыта создания гиперпространств, ни более совершенной концепции гипертекста, у него оказалось главное конкурентное преимущество — наличие финансирования для продолжения проекта.
В 1998-м году Тед Нельсон опубликовал исходный код Xanadu в версии под названием Project Udanax в надежде привлечь программистов сообщества открытого программного обеспечения.
В 2007 году проект Xanadu вышел в виде релиза XanaduSpace 1.0.
В 2014-м году во Всемирной паутине опубликована версия под названием OpenXanadu. В комментариях к этой версии Тед Нельсон с горечью написал:
Всемирная паутина — причудливая структура, созданная по самоуверенным инициативам разномастных личностей, и содержащая ужасные языки программирования контента. Этот лабиринт не позволяет обеспечить безопасность контента. Основным недостаток служит имитация с помощью гипертекста бумажных документов. Как результат Всемирная паутина — это кладбище мёртвых ссылок на мёртвые страницы.

Дуглас Энгельбарт в 2019-м году.
Поделки гипертекста от Apple и Microsoft
Различные компании пытались реализовать идею гипертекста в своих продуктах.
В 1978-м году в Массачусетском технологическом институте внедрили, пожалуй, первый гипермедийный гипертекст «Кинокарта Аспена» (Aspen Movie Map), в котором пользователь мог совершить виртуальный тур по городу Аспен.
В 1989-м году для компьютеров Apple Macintosh выпустили программу HyperCard, которая позволяла создавать гиперссылки между различными страницами документа, а также на другие документы, расположенные на одном компьютере.
В 1989-м году Бен Шнейдерман (Ben Shneiderman) и Грег Кирсли (Greg Kearsley) использовали гиперпространство HyperTIES для публикации первой в мире электронной книги Hypertext Hands-On!.
В 1990-м году в операционной системе Microsoft Windows 3.0 в справочнике применили гиперссылки для объединения страниц одного файла. В этом справочнике гиперссылка приводила к открытию во всплывающем окне связанного фрагмента текста. Это позволяло пользователю одновременно видеть оба фрагмента связанных текстов.
В 2003-м году Microsoft продвигала исследовательский проект по ведению личных дневников под названием MyLifeBits как попытку воплотить в жизнь концепцию Memex Ванневара Буша.

Apple Macintosh HyperCard.
Всемирная паутина
ЦЕРН (CERN) — европейская организация по ядерным исследованиям. Это обширное научное сообщество, объединяющее более семнадцати тысяч учёных из более чем сотни стран мира. Учёные довольно непродолжительное время проводят на территории ЦЕРН, а в основном работают в университетах и национальных лабораториях своих стран. Поэтому им необходимы надёжные и постоянные средства общения.
К концу 1980-х годов в ЦЕРН нарастала проблема взаимодействия учёных. Для решения проблемы обработки информации и взаимодействия учёных ЦЕРН нанял группу программистов. Одним из них оказался молодой британский программист Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee).

Тим Бернерс-Ли в 1990 году.
В марте 1989-го года Тим Бернерс-Ли написал в адрес руководства ЦЕРН предложение о создании сети обмена сообщениями. Ответа от руководства ЦЕРН не последовало. В личном общении ему объяснили, что высшее руководство ЦЕРН сложно убедить в том, что система обмена сообщениями может оказаться практически полезной. В это время будущее физики высоких энергий оставалось под вопросом. Проект сверхпроводящего суперколлайдера свернули. А планы Большого адронного коллайдера оставались очень туманными. Руководство ЦЕРН больше волновали проблемы продолжения деятельности и финансирования организации, а не «мелкие технические вопросы». Кроме того, к этому времени завершилась эпоха «самодельного» программного обеспечения. Появилась тенденция покупать готовое программное обеспечение. За пределами ЦЕРН существовала пустыня безнадёжно запутанных локальных сетей. Существовала война протоколов. Университеты продвигали протокол TCP/IP, но европейские государственные телекоммуникационные монополии всеми силами сопротивлялись этому, потому что привыкли к другим схемам оплаты.

Тим Бернерс-Ли. ЦЕРН
Вскоре Тим узнал, что бельгийский системный инженер Роберт Кайо (Robert Cailliau) также экспериментирует с гипертекстом для организации обмена документами между учёными ЦЕРН. Они познакомились и решили объединить усилия. Как вспоминал Роберт ему понравилась идея Тима использовать Интернет в качестве телекоммуникационной сети, а поверх создать гипертекстовое пространство. В мае 1990 года Тим Бернерс-Ли совместно с Робертом Кайо написали следующее предложение о создании сети и опять направили руководству ЦЕРН. В документе они описали проект и назвали его Всемирная паутина (WorldWideWeb). Проект обосновывал паутину гипертекстовых документов, для просмотра которых пользователи применяли специальную программу под названием браузер.

Роберт Кайо.
В конце 1990 года Тим Бернерс-Ли создал демонстрационный прототип своего гипертекстового проекта и запустил его в ЦЕРН. Первый в мире доменный адрес первого в мире вебсайта, запущенного на первом в мире вебсервере выглядел так: <info.cern.ch>. А первая в мире вебстраница получила адрес: http://info.cern.ch/hypertext/WWW/TheProject.html. Эта страница содержала сведения о проекте Всемирной паутины, описание гипертекста и другие технические подробности. Кстати, все эти годы вебстраница доступна и работоспособна!
Тим Бернерс-Ли написал браузер с возможностью создания и редактирования веб-страниц. С этого началось практическое применение Всемирной паутины. В первую очередь для нужд учёных создали телефонный справочник ЦЕРН, затем руководства пользователя по использованию центральных компьютеров ЦЕРН-а. Количество страниц стремительно нарастало и Тим Бернерс-Ли создал поисковую систему, основанную на ключевых словах.
После решения проблемы обмена данными в пределах ЦЕРН, Тим Бернерс-Ли начал думать о том, как организовать общение между всеми учёными, которые принимают участие в деятельности ЦЕРН. Ведь к вебсерверу доступ имели лишь компьютеры, подключенные к внутренней сети NeXT.
В это время (в 1990-м году), очень кстати, в ЦЕРН на стажировку прибыла группа из девятнадцати студентов. Все вы знаете как в организациях относятся к практикантам — их сплавили подальше от вечно занятого руководства и учёных прямо в руки Тима Бернерс-Ли. Тим воспользовался активными и любознательными молодыми людьми на пользу своего проекта Всемирной паутины.
В группе стажёров присутствовала студентка математического факультета Лестерского политехнического института Никола Пеллоу (Nicola Pellow). В институте, сдавая курсовые и дипломную работы она приобрела небольшой опыт программирования на языках Pacsal и FORTRAN. Тим Бернерс-Ли поручил ей написать на языке C универсальный линейный браузер. С заданием Никола Пеллоу справилась блестяще. И уже вскоре команда студентов приступила к портированию программы, написанной Никола, на различные платформы. Никола Пеллоу настолько хорошо зарекомендовала себя во время стажировки в ЦЕРН, что после окончания института в 1992-м году ей предложили должность программиста. Уже в ЦЕРН-е под руководством Роберта Кайо (Robert Cailliau) она написала первый веббраузер для классической Mac OS.

Тим Бернерс-Ли и Никола Пеллоу в 1990 году.
В марте 1991 года Тим Бернерс-Ли приступил к распространению среди коллег ЦЕРН в других странах комплекта программного обеспечения для обмена информацией. Комплект содержал:
- браузер для работы в режиме реального времени, пригодный для использования на различных платформах;
- вебсервер;
- библиотеку кодов для программистов.
Тим Бернерс-Ли прекрасно понимал, что усилий его немногочисленной команды из ЦЕРН не хватит для развития проекта. Поэтому он начал писать в различные группы рассылки, существовавшие в Usenet, с просьбой к программистам присоединится к его работе. Несколько человек откликнулись и написали браузеры, которые поддерживали графическую систему X-Windows в UNIX. Самыми заметными версиями браузеров стали:
- MIDAS от Тони Джонсона (Tony Johnson) из Стэнфордского центра линейных ускорителей (Stanford Linear Accelerator Center, SLAC). Именно там запустили первый вебсервер за пределами ЦЕРН в декабре 1991-го года.
- Viola от Пей Вея (Pei Wei) из технического издательства O’Reilly Books.
- Erwise от финских студентов из Хельсинского технологического университета;
- Mosaic от национального центра прикладных программ для суперкомпьютеров (NCSA) Университета Иллинойса.

Тим Бернерс-Ли в 1994 году.
Наличие удобных и надёжных браузеров для различных платформ оказало благотворное влияние на распространение Всемирной паутины. К концу 1993-го года действовало более пятисот вебсерверов и на Всемирную паутину приходилось до 1% трафика Интернета — остальной трафик занимал удалённый доступ, электронная почта и передача файлов. В мае 1994-го года Роберт Кайо организовал в ЦЕРН первую Международную конференцию по Всемирной паутине. На конференцию приехало 380 участников. В октябре 1994-го года в США Национальный центр прикладных программ для суперкомпьютеров (NCSA) Университета Иллинойса и недавно созданный Международный комитет WWW (IW3C2) организовали вторую конференцию. В конференции приняли участие 1300 человек. К концу 1994-го года во Всемирной паутине уже насчитывалось более десяти тысяч вебсерверов и десяти миллионов пользователей.
Для ЦЕРН важным моментом оставалась открытость Всемирной паутины для учёных всего мира. Поэтому ЦЕРН в рамках исследовательской программы ESPRIT по проекту 9801 Webcore World-Wide Web представил Комиссии Евросоюза предложение о сотрудничестве с Массачусетским технологическим институтом США по стандартизации Всемирной паутины.
В 1994 году Тим Бернерс-Ли покинул ЦЕРН и присоединился к Массачусетскому технологическому институту. Там он основал Международный консорциум Всемирной паутины (World Wide Web Consortium). В апреле 1995 года первым европейским участником консорциума стал французский национальный институт исследований в области информатики и управления (INRIA). В следующем 1996-м году — присоединился Японский университет Кейо (Keio University of Japan). В 2013 году Международный консорциум W3C объявил, что в качестве четвёртого участника принял Бэйханский университет (Пекин, Китай). Эти четыре организации осуществляют общую администрацию Международного консорциума Всемирной паутины (W3C). По состоянию на 8 декабря 2025 года Консорциум насчитывал 339 участника12. Российских представителей среди них нет.
Тим Бернерс-Ли о киберпространстве
Давайте взглянем, каким Тим Бернерс-Ли видел развитие гиперпространства в киберпространстве.

Тим Бернерс-Ли в 2001 году.
Тим Бернерс-Ли в статье «Управление информацией: предложение» 1990-го года о гиперпространстве13:
Интересная возможность, учитывая большую гипертекстовую базу данных с типизированными ссылками, заключается в том, что она позволяет проводить некоторый автоматический анализ. Например, можно искать аномалии, такие как недокументированное программное обеспечение или подразделения, в которых нет сотрудников. Можно создавать списки людей или устройств для других целей. Например, для рассылки по электронной почте информации об изменениях. Можно изучить топологию организации или проекта и сделать выводы о том, как ими следует управлять и как их развивать.
Тим Бернерс-Ли в статье «Управление информацией: предложение» 1990-го года о гиперпространстве14:
Текущая несовместимость платформ и инструментов делает невозможным доступ к существующей информации через общий интерфейс, что приводит к пустой трате времени, разочарованию и устаревшим ответам на простой поиск данных. Интеграция различных систем потенциально дает большие преимущества, позволяя пользователю переходить по ссылкам, указывающим от одной части информации к другой. Это формирование сети информационных узлов, а не иерархического дерева или упорядоченного списка, является основной концепцией Гипертекста.

Тим Бернерс-Ли в 2009 году.
Тим Бернерс-Ли в статье «Гипертекст и наше коллективное будущее» 1995-го года о киберпространстве15:
У меня есть мечта о том, чтобы Всемирная паутина стала не столько телевизионным каналом, сколько интерактивным источником обмена знаниями. Представляю, как он погружает нас в тёплую, дружественную обстановку, созданную из того, чтобы мы и наши друзья видели, слышали, во что верили, и о чём догадывались. Мне бы хотелось, чтобы это сблизило наших друзей и коллег. Поскольку, работая над знаниями вместе, мы можем прийти к лучшему взаимопониманию. Если непонимание является причиной многих мировых бед, разве мы не можем решить их в киберпространстве?! И, проработав их, мы оставляем тем, кто следует за нашими рассуждениями и предположениями, возможность перенять их или исправить.
Тим Бернерс-Ли в статье «Плетение паутины» 1999-го года о киберпространстве16:
Я мечтаю о сотрудничестве людей и компьютеров. Машины способны анализировать данные Всемирной паутины — контент, ссылки, транзакции между людьми и компьютерами. Семантическая паутина, которая сделает это возможным, ещё не появилась. Но когда это произойдёт, ежедневными операциями торговли, бюрократии и нашей повседневной жизни будут управлять машины, которые общаются с машинами. А люди будут обеспечивать вдохновение и интуицию. Разумные «агенты», о которых люди мечтали целую вечность, наконец-то будут материализованы…
Осуществление моей мечты позволит Всемирной паутине станет местом, в котором сосуществует прихоть человека и разум машины в идеальной, мощной комбинации.
В 2000-м году Тим Бернерс-Ли опубликовал заявление, в котором признал неоценимый вклад публикаций Ванневара Буша и Дугласа Энгельбарта в развитие Всемирной паутины.

Тим Бернерс-Ли в 2019 году.
Заключение
В данной заметке вы узнали о причинах возникновения, целях и первых попытках реализации гиперссылки, гипертекста и Всемирной паутины.
Очень надеюсь, что этот экскурс в историю киберпространства поможет понять:
- «Интернет», «интернет» и «Всемирная паутина» это вовсе не синонимы. Что интернет вполне благополучно может существовать как без Интернета, так и без Всемирной паутины. А вот Всемирная паутина без Интернета и интернета не работает.
- Киберпространство более широкое понятие чем гиперпространство. Киберпространство существовало до Интернета и Всемирной паутины. И будет существовать после заката Интернета, как только будут созданы новые носители записей и средства распространения данных — новые виды гиперпространства.
- Киберпространство — это новый навык общения и социального взаимодействия.
- Гиперпространство это гипертексты связанные гиперссылками.
- Интертекстуальность проявляется как на уровне отдельных текстов, так и пространства в целом.
- Гипертекст потребовал разделения содержания и представления текста.
- Гипертекст — требует новой грамотности, совершенно других навыков чтения и письменности, отличных от пассивного чтения «бумаги». Это интерактивное чтение, объединённое с письмом; единый процесс «читательства-писательства».
Гиперпространство киберпространства… Такие знакомые слова и такие неведомые понятия.
Otlet Paul. Traité de documentation: le livre sur le livre, théorie et pratique. — Bruxelles: Editions Mundaneum, 1934. — 431 с. ↩︎
Paul Otlet. Les Sciences bibliographiques et la documentation. IIB. 1903. ↩︎
James M. Nyce, Paul Kahn. From Memex to Hypertext: Vannevar Bush and the Mind’s Machine. Academic Press.1991. ISBN 9780125232708. ↩︎
Douglas C. Engelbart. Augmenting Human Intellect: A Conceptual Framework. SRI Summary Report AFOSR-3223 • Prepared for: Director of Information Sciences, Air Force Office of Scientific Research, Washington DC. SRI Project No. 3578 (AUGMENT,3906,). 1962. ↩︎
J. C. R. Licklider. Man-Computer Symbiosis. IRE Transactions on Human Factors in Electronics, volume HFE-1. March 1960. pages 4-11. ↩︎
J. C. R Licklider. Libraries of the future. Cambridge, Mass., M.I.T. Press. 1965. ↩︎
J. C. R Licklider, Robert W. Taylor. The Computer as a Communication Device. Science and Technology, Vol. 76, 1968, pp. 21-38. ↩︎
Douglas C. Engelbart. Special Considerations of the Individual as User Generator and Retriever of Information. Stanford Research Institute Menlo Park California. 1960. ↩︎
Douglas C. Engelbart. Intellectual Implications of Multi-Access Computer Networks. Proceedings of The Interdisciplinary Conference on Multi-Access Computer Networks, Austin, Texas, April 1970. ↩︎ ↩︎
Daniele C. Struppa; Douglas R. Dechow. Intertwingled: The Work and Influence of Ted Nelson. June 14, 2015. Springer. pp. 60–62. ISBN 978-3-319-16925-5. ↩︎ ↩︎
Theodor Nelson. Complex information processing: A file structure for the complex, the changing and the indeterminate. Proceedings of the 1965 20th national conference. ACM ‘65. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery. 1965-08-24. pp. 84–100. doi:10.1145/800197.806036. ISBN 978-1-4503-7495-8. ↩︎
(Электронный ресурс):W3C. Current Members & Testimonials Дата обращения: 08.12.2025. ↩︎
Tim Berners-Lee. Information Management: A Proposal. CERN. 1990 ↩︎
Tim Berners-Lee. WorldWideWeb: Proposal for a HyperText Project. 1990. ↩︎
Tim Berners-Lee. Hypertext and Our Collective Destiny. 1995 ↩︎
Tim Berners-Lee, Mark Fischetti. Weaving the Web. The original design and ultimate destiny of the World Wide Web, by its inventor. Harper San Francisco. 1999. ISBN 0062515861. ↩︎