Изобразительное киберпространство
Киберпространство… Такое знакомое слово и такое неведомое понятие. Это не синоним «Интернета», и вовсе не про компьютеры, и не про «кибербезопасность».
Давайте вспомним — как появилось это странное слово cyberspace.
Кибернетический кибервульгаризм
В 1948-м году американский математик Норберт Винер (Norbert Wiener) опубликовал книгу «Кибернетика: или управление и коммуникация в животном и машине»1. К удивлению автора книга вызвала интерес не только среди учёных и специалистов по управлению, но и широкой публики В 1961-м году вышло второе издание этой книги и возникла мода на кибернетику. Не все читали, мало кто понимал, но вся интеллигентная публика щеголяла модным словечком «кибернетика». Существовала лишь одна маленькая трудность, которая заключалась в том, что подруги интеллигентов не могли запомнить такое длинное слово. Выход нашли быстро — сократили слово до «кибер». И после этого «блондинки» обоего пола добавили модное словечко в свой лексикон, заменив им ставшие бесполезными остальные 17 слов.
Так буквально за десять лет научное понятие «кибернетика» скатилось до модного словечка, а затем и вовсе до приставки. Приставку «кибер» применяли ко всему суперсовременному и, как бы, кардинально отличному от существующего. Эдакий модернистский модернизм. Если бы вы оказались в модной тусовке того времени, то непременно сказали бы, что ваше кибервосприятие подсказывает — в последней киберинсталляции модного киберхудожника его подвела киберинтуиция. Полный кибер!

Норберт Винер. 1963
Изобразительное киберпространство
Термин «киберпространство» впервые мелькнул в изобразительном искусстве в конце 1960-х годов. В 1968 году датская художница Сюзанна Уссинг (Susanne Ussing) представила свой коллаж, в нижней правой части которого присутствовала надпись заглавными латинскими буквами «CYBERSPACE». И как вы поняли из пояснения к приставке «кибер», это следовало понимать как «принципиально новое, отличное от старого» пространство.

Сюзанна Уссинг. Cyberspace. Коллажи. 1968
В 1970-м году состоялись выставки «Программное обеспечение» (Software) в Еврейском музее (Jewish Museum), а также «Информация» (Information) в Музее современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art).
Художники этого периода экспериментировали с общим видением и представлением совершенно новых возможностей для общества. Их сенсорные пространства и кибернетическая интуиция сконцентрированы на восприятии, на ощущениях, на новом мировосприятии, а не на теории под названием «кибернетика», и не на новой технике под названием «компьютеры».

Выставка Gordon Pask. The Colloquy of Mobiles. Cybernetic Serendipity. Лондон. 1968
В период 1968-1970 годов Сюзанна Уссинг (Susanne Ussing) в соавторстве с архитектором Карстеном Хоффом (Carsten Hoff) создали серию инсталляций и изображений под названием «Сенсорные пространства» (Sensory spaces). Инсталляции отличались интерактивностью и адаптировались к различным воздействиям; например, движениям посетителей выставки. Художница и архитектор подписывали свои работы «Студия киберпространство» (Atelier Cyberspace)2.

Студия киберпространство (Atelier Cyberspace).
⑴ Сенсорные пространства (Sensory spaces). Копенгаген. 1970 год.
⑵ Плакат экспозиции Сенсорные пространства (Sensory spaces). 1969 год.
В отличие от Уильяма Гибсона, который использовал это слово лишь через 14 лет в 1982-м году, Сюзанна Уссинг не приводила никаких определений. Для неё «киберпространство» означало лишь «новое пространство». Вполне освоенная за тысячелетия искусством тема, ничего эзотерического. Понятием «пространство» традиционно оперировали архитектура, скульптура, оформление ландшафта и другие формы искусства.
Попутно следует отметить, что Карстена Хоффа вполне можно назвать первым киберархитектором. С начала 1970-х годов он одним из первых среди архитекторов пытался внедрить кибернетику в архитектурное проектирование. В своих интервью он подчёркивал:
«Люди разочарованы и недовольны архитектурой 1970-х. Особенно когда речь идёт о жилых домах. Необходимо ослабить жёсткие ограничения городского планирования, вернул людям возможность творчества и позволив самим формировать и проектировать свои жилища. Вместо того чтобы приглашать стороннего архитектора, который будет диктовать как вам жить. Мы мыслим в терминах открытых пространств, в которых всё растёт и развивается по мере необходимости».

Atelier Cyberspace. Инсталляция. Государственный музей искусств. Копенгаген. 2015
В Государственном музее искусств (Statens Museum for Kunst) в Копенгагене сохранились почти все произведения проекта «киберпространство». Не сохранилась лишь одна работа, чертежи которой утеряны. Эта инсталляция представляла собой нечто похожее на 3D-принтер. Тележка с насадкой. Насадка выделяла и наносила на пол материал, который разрастался и создавал разнообразные формы. Управление этой конструкцией осуществлял компьютер, который и задавал формообразование, последовательность и расположение объектов в пространстве.
Образом для художников послужила пчела, которая строит свой улей. Идея инсталляции заключалась в том, чтобы показать как слияние в одном киберпространстве органических и технических систем позволяет по-новому структурировать среду обитания людей. Своеобразный протест против однотипной массовой застройки, доминирующей в архитектуре 1970-х годов. Авторы инсталляции продвигали мысль, что киберпространство позволит имитировать поведение природы, то, как природа создаёт однотипные, но разнообразные формы. «Все дубы — это дубы, но нет двух одинаковых дубов», — образно пояснял свою идею Карстен Хофф.

Atelier Cyberspace. Sensory Space. Форум. Копенгаген. 1969
Идеи о «киберпространстве» Сюзанны Уссинг и Карстена Хоффа намного определи своё время. В литературу термин попадёт через 14 лет, в социологию, культурологию, философию — через 20 лет. Киберархитектура начнёт своё становление в 1990-х годах. Архитекторы с помощью систем автоматизированного проектирования начнут создавать архитектурные компоненты сооружений. Через 50 лет возникнет нейроархитектура, которая позволит в киберпространстве моделировать не только форму сооружения, но и гармонично вписывать его в существующий городской ландшафт.
Произведения Сюзанны Уссинг и Карстена Хоффа пример образного восприятия киберпространства, который, по иронии судьбы, размывает и стирает современный механистический подход технической реализации. Эти произведения научной фантастики, похожие на мечту о близкой, но неведомой технологии, не просто намного опередили своё время. Они и сейчас, через полстолетия, имеют потенциал расширения горизонта нашего восприятия кибертехнологии, побуждают переосмысливать внедрённые решения.
Заключение
Вы узнали о том, как появился термин «киберпространство». Научное предвидение Норберта Винера о кибернетике первыми восприняли деятели изобразительного искусства. Появились первые художественные образы, новое веяние и новое пространство искусства.