Мегаполис киберпространства
Хорхе Луис Борхес однажды сказал, что каждый роман — это идеальное полотно, вставленное в раму реальности. А теперь представьте себе ситуацию. Вы смотрите на полотно, на котором изображена убогая жизнь трущоб в выедающем глаза неоновом свете небоскрёбов. С отвращением вы вытаскиваете полотно из рамы и выбрасываете. И что вы видите за ним?! Реальность, которую прикрывало полотно, не отличима от только что выброшенного «куска искусства». Киберпанк как литературный жанр представляет собой такое «полотно Борхеса» в котором художественный вымысел стал нехудожественной реальностью.
Введение
Авторы литературных произведений использовали архитектуру как метафору общества. Ведь здания и сооружения это не столько структуры из стекла и бетона, сколько образ жизни обитающих в них людей. И окна этих зданий отражают неравенство, угнетение, давление на людей со стороны корпораций и государства.
Литература в жанре киберпанка пошла ещё дальше — к архитектурной метафоре добавила метафору киберпространства. Киберпанк никогда не изображал киберпространство как «большую деревню» из любого места которой видна пустота «заоколицы». Нет! Это бесконечный мегаполис, в котором одни пространства и зоны плавно переходят в другие. Это не деревня с замедленным регулярным ритмом жизни. Это мегаполис с бешеным хаосом движения. Это не дремотное поселение, а город, который никогда не спит. В своё время Уильям Гибсон (William Gibson) в «Нейроманте» всего одной фразой задал метафору мегаполиса киберпанка: «ускользающие огни ночного города» (city lights at night, receding).
Давайте отбросим сюжетную составляющую литературной реальности киберпанка, и сквозь портал воображения войдём в пространство Матрицы, Сети, Паутины. Там, за порталом, вы увидите завораживающий вид уходящего за горизонт бесконечного мегаполиса киберпространства!

Мегаполис киберпространства скозь раму реальности
Общий вид киберпространства
Авторы киберпанка пришли к парадоксальному выводу — каждая общественная формация порождает свой тип киберпространства. По киберпространству можно судить об обществе, и наоборот.
Попытаемся составить общее впечатление о мегаполисе киберпространства как о среде обитания.
Техническая инфраструктура киберпространства
Можно отметить следующие технические особенности киберпространства, изображаемого в произведениях киберпанка.
Урбанистическая однородность киберпространства. Общество развивает инфраструктуру глобальной информационно-коммуникационной сети как единую среду с единой архитектурой.
Планомерное проектирование взаимосвязанных сегментов киберпространства. Холистичность среды требует централизации планирования и проектирования. В свою очередь изменение внешних факторов среды заставляет адаптивно и непрерывно изменять, модифицировать и надстраивать существующее киберпространство.
Рациональное структурное деление киберпространства. Отдельные подпространства имеют функциональное назначение. Можно выделить: центр, деловые сегменты, промышленные зоны, социальные сегменты, транспортные магистрали.
Правильность сегментов и отдельных конструкций. Рациональное структурирование сегментов киберпространства требует чётко сформулированных правил: стандартов, регламентов, инструкций.
Прозрачность структуры киберпространства. Каждый сегмент киберпространства имеет свою идентификацию, форму, направленность, массивность и объём. Метаданные (метапараметры) необходимы для ориентации и навигации пользователей в сетевом пространстве.
Многоуровневость архитектуры киберпространства. Киберпространство прирастает не только в плоскости. Над каждым многослойным уровнем нарастает следующий многослойный уровень. На разных участках: разная этажность, разная скорость и полоса пропускания потока.
Конструктивные особенности отдельных систем. Несмотря на урбанистическую однородность инфраструктура содержит совершенно разные конструкции.
Социальная характеристика киберпространства
Социальные особенности киберпространства:
- бесчеловечный, агрессивный мир аватар;
- многоязычное, многонациональное, а также безнациональное космополитичное смешение;
- мультикультурализм, переходящий в бескультурье;
- войны сообществ, банд, корпораций за ресурсы, деньги и сферы влияния в киберпространстве;
- социальное неравенство в доступе к ресурсам киберпространства порождает социальную напряжённость;
- нищета и безработица — причины вступления в банды организованной преступности.
Экономическая характеристика киберпространства
Экономические особенности киберпространства:
- сообщества разделены по уровню благосостояния: богатые, средние, бедные;
- присутствует резкое финансовое расслоение: от астрономических сумм кибервалют до полного нищенства.
Политическая характеристика киберпространства
Реальная власть принадлежит транснациональным корпорациям. Государственные учреждения лишь представляют интересы корпораций. Киберпространственные банкиры и корпорации ведут яростную схватку за доминирование в мире:
- со «старыми», реальными банками и компаниями вне киберпространства;
- с новейшими конгломератами (преимущественно из Юго-Восточной Азии), образующими киберпространства в киберпространстве.
Культурная характеристика киберпространства
Аватары киберпространства перестали подражать традиционным, докиберпространственным культурам и искусствам. Они объявили о развитии собственной культуры и искусства. Как результат общая деградация: культура замещена культом денег, а искусство вытеснено аляповатым кичем.

Общий вид киберпространства
Отдельные сегменты киберпространства
Рассмотрим наиболее характерные сегменты киберпространства, описанные в литературе киберпанка: центр, деловые сегменты, промышленные зоны, социальные сегменты, транспортные магистрали.
Центр
В киберпространстве присутствует явный центр, который предназначен исключительно для руководства и управления. Это центр власти, который сконцентрировал все властные организации: управления инфраструктурой, законодательную и судебную сеть. Властные сети тесно переплетены с сетями транснациональных корпораций, представители которых:
- определяют стандарты, правила и регламенты киберпространства;
- влияют на разбирательство конфликтов;
- управляют верхним уровнем инфраструктуры.
Центр управляет спутниковыми, проводными и беспроводными потоками данных в радиальных направлениях дальнемагистрального, среднего и локального следования. Все трассы государственного, корпоративного, общественного и личного движения ориентированы относительно центра.
Всё это действительно напоминает Всемирную паутину, в центре которой сидит Всемирный паук.
«Небоскрёбы»
«Небоскрёбами» в центральной части киберпространства выступает комплекс крупных конструкций, имеющих между собой соединения на различных уровнях. Большие и достаточно надёжные, с соразмерными архитектурными деталями крупных массивов. Практичная, экономичная, надёжная архитектура. Далёкая от искусства и приближённая к бизнесу. Красоту сооружения оценивали не с эстетической точки зрения, а лишь с точки зрения целесообразности и окупаемости инвестиций. Эстетику и декоративность воспринимали как пустую трату времени и денег.
В подобных «небоскрёбах» не живут, не торгуют и не решают социальные проблемы. Там работают чиновники центральной власти киберпространства. Маленькие города в центре мегаполиса киберпространства.
На вершине айсберга порой организуют «смотровую площадку» для снобов. Там мелкие людишки с «высоты небоскрёба» могут полюбоваться величественной панорамой кибермегаполиса: обобщённая статистика, декларации, перспективные пятидесятилетние планы, о которых забывают на следующий год…

Центр власти киберпространства
Деловые сегменты
В непосредственной близости к центру расположены деловые сегменты: финансового, торгового, образовательного, медицинского профиля.
Финансовые сегменты
В финансовых сегментах сосредоточены банки, криптовалютные биржи, страховые компании и другие фирмы, связанные с ценными бумагами, финансами, недвижимостью. Для всех этих организаций важно поддерживать имидж надёжных и состоятельных заведений. Само присутствие компании в этой дорогой и престижной области киберпространства уже говорит о финансовой стабильности.
Поддержанию имиджа способствует интерфейс в стиле хай-тек, который отличает подчёркнутая дороговизна, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность. Внутри приложений присутствует децентрализация контента, создающая эффект простора. Высокий прагматизм планирования внутренних пространств вынуждает архитекторов приложений выносить вовне второстепенные и обслуживающие конструкции. Иногда конструкция и отделка нарочито подчёркивает антиисторичность для того, чтобы подчеркнуть собственную особенность компании и её отличие от других. Только богатые компании и банки могли позволить себе такие приложения.
Торговые сегменты
В торговых сегментах размещены крупные и мелкие торговые точки, фешенебельные магазины, гостиницы. Поскольку все эти приложения предназначены покупателям, нет необходимости в глубокой иерархии. Поверьте, довольно сложно заманить покупателя на 125-й глубинный этаж приложения для того, чтобы он выбрал новогоднюю открытку!
Особенно примечательной деталью торговых приложений служат прямоугольные «окна». При этом, некоторые части «окон» неподвижные, а другие — адаптивно перемещаются при распахивании.
Элегантная простота внутренних пространств контрастирует с декором входных витрин. Иногда для декорирования применяют орнамент, основанный на геометрических формах.
Некоторые торговые приложения добавляли небольшую рекреационную площадку с тематикой природы, забавных зверушек или праздничных композиций.
Отдельно существовали огромные бизнес-центры. Владельцы платформы сдавали пространство небольшим фирмам, организуя логистику. По мере роста бизнеса фирмы арендовали дополнительные пространства и услуги.
Образовательный сегмент
Несмотря на название в таких сегментах присутствуют не только образовательные учреждения, но и музеи, выставочные залы, концертные залы, а порой и коммунальные службы.
Конструкции довольно простые, практичные с низкой глубиной (этажностью). Контентные узлы сгруппированы очень компактно.
Медицинский сегмент
В медицинском сегменте расположены организации здравоохранения, рекреации, лечебные учреждения. Конструкции довольно простые, практичные с низкой глубиной (этажностью). Контентные узлы сгруппированы очень компактно.
Мегаконструкции
Иногда в пределах киберпространственного мегаполиса возникают мегаконструкции различного назначения:
- портал государственных услуг и сеть мультифункциональных центров;
- коммерческие порталы со множеством сервисов;
- общественные порталы, объединяющие музеи, выставочные и концертные залы.
На фоне монументальных мегаконструкций даже штаб-квартиры корпораций выглядят спичками.
Как правило, мегаконструкции приобретают либо пирамидальную, либо футуристическую форму.
Гигантские пирамиды, эдакие города в городах, строили по следующим соображениям:
- собрать в одном месте все государственные, административные сервисы;
- собрать комплекс подразделений одной крупной корпорации;
- собрать единый социальный комплекс, не разделённый на отдельные сайты.
Промышленные сегменты
Промышленные сегменты выделены в отдельную область киберпространства. Их не смешивают с финансовыми, торговыми, образовательными или медицинскими сегментами.
Для промышленных сегментов существует зональность. Чистые высокотехнологичные производства располагают ближе к деловым сегментам. Обычные производства и склады располагают ближе к транспортным магистралям. Грязные производства выносят на периферию киберпространства.
Сообщества и персональные сегменты
В киберпространстве существуют сообщества и сегменты персоналий. Их можно разделить по уровню финансирования на обеспеченные, средне обеспеченные и необеспеченные финансовыми средствами.
Обеспеченные выполнены по индивидуальным архитектурным проектам, обычно в стиле хай-тек.
Средне обеспеченные сообщества представляют собой типовые решения. Иногда несколько типовых решений связаны между собой. Выглядят они безликими: серыми, с угловатыми плохо подогнанными формами, грубой минимальной отделкой интерфейса, а порой и вовсе без отделки. Поражает контраст между огромным внешним размером и мелкими внутренними подпространствами. Это делает их похожими на улей или муравейник. Подобные конструкции в народе прозвали «киберовейниками».
Транспортные магистрали
Многоуровневые транспортные магистрали распределены по назначению:
- крупные магистральные каналы стратегического назначения;
- средние каналы общественного назначения;
- мелкие каналы персонального назначения.
Главные транспортные магистрали проходят через центр киберполиса.
Присутствуют сквозные тоннели, предназначенные для конфиденциального общения или скоростного движения потоков.
Средние каналы представляют собой широкополосное движение.
В индустриальную и постиндустриальную эпоху транспорт подразделяли по типам магистралей. В эпоху развитого киберпространства обычным стал многофункциональный транспорт данных по любым типам спутниковых, оптоволоконных, локальных, беспроводных каналов связи.
Заключение
Вот такой он северный олень мегаполис киберпространства глазами авторов киберпанка!
Данная картина позволяет понять, что киберпространство неразрывно связано с общественной формацией. В среднесрочной столетней перспективе именно состояние глобального общества будет задавать свойства и процессы киберпространства. В киберпространство проникнут все недостатки существующего общества:
- принуждение, неравенство, вражда и разобщённость;
- аватары, космополитизм, размывание национальной идентичности;
- мультикультурализм, переходящий в бескультурье, культура, замещённая культом денег и власти;
- искусство, которое превратили в искусственность, а порождение новых образов вытеснил бессмысленный китч;
- войны сообществ, банд, корпораций за ресурсы, деньги и сферы влияния в киберпространстве;
- социальная напряжённость, вызывающая всеобщую агрессию; свои стали чужими, а чужие — другими.
Направление развития киберпространства будут задавать обладатели крупных финансовых ресурсов, позволяющих внедрять существенные изменения:
- межгосударственные союзы и крупные государства;
- транснациональные корпорации;
- крупные группировки организованной преступности.
Все эти субъекты заинтересованы:
- в урбанизации киберпространства;
- в целесообразности, рационализме и прагматике киберпространства;
- в навязывании своих де-факто стандартов и правил.
Однако различие интересов и целей будет параллельно приводить:
- к добавлению уровней сложности и расслоению внутри каждого из этих уровней;
- к метаморфозам, экспериментам и эволюции существующих систем и эпистем киберпространства.